Уведомления
Вера Минаева 
ДрузьяФотоВидеоИзбранноеПо месяцамСамые-самые
Матрица :: Фотолента

Один счастливый день в Жироне

Маленький каталонский городок Жирона возник на месте древнеримской крепости, выстроенной для защиты стратегически важной дороги виа Августа, тянущейся от Рима до Севильи. Часть этой стены сохранилась до сих пор и отреставрирована. Можно пройтись по стене, посмотреть на расстилающийся внизу город: черепичные крыши, улочки, дворики, в дали возвышается Кафедральный собор, чуть дальше - церквовь Сан-Фелиу, а еще дальше – туманные горы. Река Оньяр делит город на две части – слева новая и справа старая, известная своим старым еврейским кварталом, жители которого сыграли исключительную роль в истории города. Но вернемся на берега реки Оньяр . Со временем жители городка стали пристраивать свои дома не только изнутри крепости, но и снаружи. Строили как попало, верхние этажи нависали над нижними, появились многочисленные балконы, балкончики, мансарды и сарайчики. В восьмедисятых годах 20 века собирались было снести все эти здания, но вовремя опомнились, отреставрировали дома и покрасили в яркие цвета – что вызвало бурную полемику. Одно удовольствие переходить с моста на мост – а мостов через реку несколько – и разглядывать фасады домов, спускающихся к реке Оньяр, медленно несущей свои зеленоватые воды. Один из мостов - Pont de les Peixateries Velles или Pont de Ferro (Железный мост) был построен по проекту Эйфеля на 12 лет раньше, чем знаменитая башня в Париже. Можно даже сказать что мост – дедушка башни. Чтобы попасть в еврейский квартал, надо от станции дойти до площади Каталонии – 10 минут, на площади есть информационный центр, перейти мост, пройти налево по главной коммерческой улице Rambla de la Libertat и повернуть направо. Перед нами начало средневекового еврейского квартала , улица Carrer de la Forca, в основании которой лежат древние римские камни Существуют свидетельства, что около 1Х в несколько еврейских семей поселились на улице Форса в самом безопасном месте – у Кафедрального собора. Время было неспокойное, христиане воевали с маврами, город был нищ и полуразрушен. Со временем община разрослась , заняла целый квартал, за плату охраняемый властями. Среди переселенцев были ремесленники, врачи, ювелиры, которые смогли наладить тоговлю и помогли возродить экономику до той поры нищего города . В Х1 веке начались систематические притеснения еврейских жителей, квартал обнесли дополнительной стеной. Жители квартала приспособились и к этому – стали строить дома высокие, с мощными стенами и глубоко посаженными окнами. В центре квартала находится культурный центр, состоящий из еврейского музея, научно-исследовательского института и библиотеки, носящий имя Нахманида (раби Моше бен Нахмана или Рамбана. В конце 12 в в Жироне родился Нахманид - врач, философ, поэт, толкователь Торы и каббалист, ставший главным раввином Каталонии. В католической Испании 12 века евреи пользовались относительной религиозной свободой и могли даже занимать посты при дворе. Однако к 13 веку ситуация изменилась. С целью осудить священную книгу Талмуд доминиканским орденом был устроен публичный диспут в Барселоне в 1263 году с участием почти семидесятилетнего Рамбана с еврейской стороны и некого Пабло Христиани – выкрестом и доминиканским монахом. Рамбану предоставлялась относительная свобода слова – он не мог спрашивать, но мог отвечать так подробно, как хотел. На 4-ый день сложилась двусмысленная ситуация – священникам надоело выслушивать блестящие ответы Рамбана и король Яков 1 прекратил диспут. Яков 1 был, видимо, незаурядным человеком , к тому же он лично знал и зачастую советовался с Рамбаном. Яков 1 признал победу в диспуте Рамбана и за мужество одарил его деньгами. Перевод книги Рамбана о диспуте здесь http://atiqua.narod.ru/books/disput.html . Двусмысленность ситуации на мой взгляд именно в поведении Якоба 1. Если он был таким ярым христианином, то зачем справедливо отдал пальму первенства еврею. А если он такой справедливый, то какой же он истинный христианин? Так вот, доминиканцы не успокоились, подали прошение папе Клименту 1V, который потребовал наказания Рамбана за явное богохульство. Рамбану пришлось бежать из Испании в Иерусалим – разоренный бесконечными войнами между крестоносцами и масульманами. По мнению Рины Неер , высказанному в книге «Улицы хранят память», старый Рамбан нашел в Иерусалиме всего двоих евреев, основал синагогу , потом почему-то перебрался в Акко и там умер. Прошло примерно лет двести, и вердиктом от 31 марта 1492 года все евреи из Испании были изгнаны. Ровно через месяц после этого Колумбу жалуют дворянский титул, а еще через три началась первая экспедиция великого мореплавателя, частично снаряженная на средства еврейских общин. ЧИТАЙТЕ ДАЛЬШЕ
Загружаю...
 
новости размещение рекламы / контакты благодарности связь с администрацией ответы на вопросы смс рассылка
Gallery.ru © 2006-2024. Размещено в Филанко