Уведомления
Надежда Гасанова 
ДрузьяФотоВидеоИзбранноеПо месяцамСамые-самые
Матрица :: Фотолента

СергеЙ Иванович Шиголев

ЛАБОРАТОРИЯ В КОСМОСЕ Загадочен и прекрасен мир творчества Сергея Ивановича Шиголева, разделившего трагическую судьбу миллионов своих соотечественников. Вместо даты его смерти стоит вопросительный знак - художник лежит в одной из братских могил Гулага. Родился он во Владимире в 1895 году, в 1916-м окончил реальное училище, с 1918 по 1920 годы работал в Естественноисторическом музее. С 1920 года, после переезда в Москву, учился на естественном факультете Московского университета и параллельно в театральной студии им. Ф.И.Шаляпина. Там он не только постигал азы актерского мастерства, но и работал художником-оформителем. Сохранилось много рисунков великолепно разработанных Шиголевым театральных костюмов, а также эскизов масок и театральных типажей. После знакомства с художниками-космистами в его творчестве наступил новый этап. На него, как и на остальных членов группы, повлиял мощный духовный импульс, полученный от Н.К.Рериха. Шиголев принимал участие в обеих выставках "Амаравеллы" в США. С 1933 года Сергей Иванович пробует свои силы в области мультипликации и добивается интересных результатов. В 1937 году он создает удивительный и страшный цикл из 16 графических работ "Каприччио", оставшийся для нас как предупреждение. Теперь уже никому не нужно объяснять, что произошло в России в 1937 году. Рисунки Сергея Ивановича доносят до нас лучше любых исторических трактатов атмосферу страшного гнета, воцарившуюся в стране всего через десять лет после свободомыслия 1927 года. Сколько мог бы создать талантливейший художник Шиголев, если бы его в расцвете творческих сил не поглотила "черная дыра" тиранического режима! В 1941 году Шиголев вступил в ряды народного ополчения и в одном из боев вместе с товарищами попал в окружение. С боями прорвались к своим, но по чудовищным законам, стоившим жизни многим, все бывшие в окружении, а тем более в плену, приравнивались к изменникам Родины. В 1942 году его арестовали, и далее следы художника теряются в Гулаге... Знания, полученные художником в Московском университете, изучение им мира беспозвоночных позволили ему проявиться как великому знатоку формообразования. Глядя на картины Шиголева, невольно вспоминаешь альбомы Геккеля, собравшего в свое время богатейшую коллекцию беспозвоночных и представившего в своей книге целые композиции из радиолярий, аммонитов, кораллов, губок и других простейших организмов - этакую своеобразную азбуку или таблицу Менделеева для биологического мира. Используя эти формы в своих композициях, Сергей Шиголев пытался передать людям свою мечту, показывая, сколь прекрасной будет ноосфера будущего, если у землян хватит мудрости и ответственности отказаться от гибельного пути создания уродливой техносферы. Об этом еще в прошлом веке предупреждали человечество Великие Учителя. Предупреждало Учение Живой Этики в веке двадцатом. Говорил об этом своим творчеством и Сергей Шиголев, создававший картины-прогнозы, выступая уже не столько художником, сколько футурологом и философом. Если мы не изменимся, то умрем, и могильщиками будут созданные нами машины. Но если выберем духовное преображение - выйдем на вселенские просторы как творцы целых миров. К такому выводу приходишь, размышляя над творчеством Сергея Шиголева. На нашей выставке представлено шесть его полотен. Картина "Лаборатория в космосе" (1928) пронизана особой экспрессией - все живописное пространство заполняют разноцветные спиральные вихри. Вспоминаются строки из Живой Этики: "Принцип спирального вихря - во всем". А на картине "Рождение мира" (1927) мощный динамический процесс, похожий на Великий взрыв, дает начало всей проявленной Вселенной. Инициирован он Божественной рукой, которая доминирует в пространстве картины, - это от нее во все стороны разлетается горячая первородная материя, которая впоследствии обретает очертания человека, что можно увидеть на другой картине художника - "Дух огня" (1927). И начинаешь понимать, что вечная идея Человека, возможно, формирует мир по образу и подобию своему. Эйдос Богочеловека - это наивысшее творческое достижение Абсолюта. Человек побеждающий, Человек созидающий, Человек "Идущий" - так называется целый цикл картин Шиголева, одна из которых экспонируется на нашей выставке. Вещие знаки природы... Откровение, похожее на удар молнии... Препятствия в виде лабиринтов и крутых уступов... Чувство, что цель близка – что она вон за тем перевалом... “То, к чему шли...” Это последняя картина цикла – она изображает ступенчатую пирамиду, возносящуюся в поднебесье. Перед нами храм Шамбалы? Или символ беспредельного восхождения духа? Картина многозначна и таинственна. Ее высокий строй очищающе действует на душу... Путь к вершинам, притягательным для нашего духа, – и путь по этапу: с окриками стрелков, с нескончаемыми унижениями. Пройдя по второму пути, С.И. Шиголев навсегда утвердил превосходство первого. И высветил его для других»
Загружаю...
 
Все комментарииHTML и BB кодыСкачать в .zip (работает!)
СергеЙ Иванович Шиголев
Вера Николаевна Пшесецкая
Фатеев Петр Петрович
новости размещение рекламы / контакты благодарности связь с администрацией ответы на вопросы смс рассылка
Gallery.ru © 2006-2024. Размещено в Филанко