Уведомления
Художник Владимир Маханьков 
ДрузьяФотоВидеоИзбранноеПо месяцамСамые-самые
Матрица :: Фотолента

Каисса

Есть шахматисты, играющие слабо и не знающие этого – они невежды, избегай их. Есть шахматисты, играющие слабо и знающие это – они разумные, помоги им. Есть шахматисты, играющие сильно и не знающие этого – они скромны, уважай их. Есть шахматисты, играющие сильно и знающие это – они мудрецы, следуй им. (Восточная поговорка) У границы Янтарного поля, под пристальными взорами бестелесных зрителей, в безмолвии застыли два лагеря. В багряно-желтых отблесках света ждут они сигнала к началу битвы. И по мановению руки человека, по приказу разума, по желанию воли, по выражению чувств придут они в движение, «Диво дивное творя», воздав полководцам удовольствие играть в фантастическом мире мысли и воображения. Воины шахматного мира беспрестанно сражаются, подчиняясь строгим законам и соблюдая древние обычаи. И только тот, кто знает и уважает эти законы, овладеет тайнами древней и самой интересной игры. Он войдет в необычайную реальность, наполненную творчеством, борьбой, радостью неожиданных открытий и трудных побед. «Жизнь – все продолжающаяся борьба. А теория любой борьбы, в том числе и на шахматных полях, вьется вокруг зеленого дерева жизни», - заметил гроссмейстер Э. Ласкер. Для него шахматные фигуры были одушевленными символическими образами, несущими в себе множественные коллизии человеческого развития. «Жизнь человека – шахматная партия», - считал Сервантес. «Шахматный мир очень похож на настоящий, но все-таки не настоящий мир. Шахматы – для каждого свое. Для одного – это искусство, для тех, кто ценит систематизацию, логику, точный, выверенный анализ – наверное, наука, ну а для третьего – прежде всего борьба, азарт, риск», - это Михаил Таль. - Шахматы – это торжество идеи над материей - Шахматы – это наука и искусство в одной игре - Шахматы – золотая игра, пробуждает умственные силы, а не усыпляет их… Неисчерпаемость шахматной темы не дает возможности дать одно всеобъемлющее определение. Но расширить и обогатить свое представление о шахматах Вам поможет еще один голос из общего хора – голос мастера, создавшего этот прекрасный шахматный ансамбль из настоящего природного камня – балтийского янтаря. О янтаре, как об одном из самых популярных ювелирно-поделочных камней, разговор особенный. С глубокой древности известна человеку его необычайная легкость, теплота насыщенная цветом живописность. Его странные свойства с давних времен ценились как магическая особенность материала для амулетов. Для художника, работающего с янтарем, магия камня первородна. Уважение к янтарю как к материалу заставляет мастера считать сей самоцвет более чем существенным элементом художественного творения рук. Янтарь определил традиционность работы автора над шахматными скульптурами. Как традиционна игра ребенка, познающего незнакомый мир. Как традиционна способность любопытного человека создавать свой поэтический мир. Вымышленное и наделенное фантастическими образами пространство, в котором причудливо живут отражения собственных представлений о жизни. Первый художник осмелился нарисовать их на сводах пещеры. И с тех пор человечество потеряло покой, стараясь приблизить, свести воедино вымысел и реальность, ибо все в природе кем-то сотворено, и все имеет свою тайну и свою особенность. Легенда гласит, что шахматы были придуманы Богом войны Марсом, который полюбил прекрасную нимфу Каиссу. Однажды лесная нимфа Каисса обещала Марсу, что ответит на его любовь, если он придумает занимательную игру. Марс изобретает шахматы, и Каисса, пораженная их красотой и мудростью, становится покровителем всех влюбленных в эту игру. Несмотря на древность персонажей вышеупомянутого события, сама легенда не столь уж стара. Ей не более 200 лет. Жизнь ей дал английский поэт-романтик. Сами шахматы гораздо древней легенды. Их происхождение отдалено от нас тысячелетиями. И может быть восходит к той поре дремучего каменного века, когда один из первых мыслящих людей положил на здоровенный плоский валун маленький камушек-окатыш. Ужаснувшись безрадостной одинокости своего положения, стал древний философ исправлять его, добавляя еще действующих лиц, в виде камушков. И каждому определил задачу и меру ответственности в том таинственном и грандиозном в своих загадках мире. И выстроились на поле отряды каменных соперников. Археологическая находка в Китае прибора, используемого, вероятно, для астрологических гаданий и датируемого 1-6 в. до н.э. подтверждает наше предположение. Может быть, эта древняя находка и служила первоосновой современных шахмат. Декоративный узор, нанесенных на камушки-фишки, давал понять, что чувство прекрасного не чуждо было даже обеспокоенному в борьбе со стихиями человеку. Нарядная орнаментальность – это праздничная одежда и одушевление предмета, камня и талисмана. Камни во всем своем многообразии, и янтарь в частности, олицетворяли связь со сверхъестественным, тонким миром. Вечные по физической сущности, неподдающиеся разрушениям, неизвестно откуда взявшиеся и куда уходящие, камни защищали от врагов, демонов, злых колдунов и дурного глаза (амулеты) и притягивали любовь, счастье, здоровье, богатство и власть (талисманы). О камнях складывались легенды. Доныне сохраняются сказания о происхождении янтаря, в основу которых положены возвышенные, прекрасные отношения любящих людей. Наиболее известный из них – древнегреческий миф о Фаэтоне, сыне Солнца, погибшего на огненной колеснице и о его сестрах Гелиадах, со скорбью и любовью оплакивавших своего брата. Слезы Гелиад застыли и превратились в янтарь – как символ любви и вечности. Древнегреческая легенда о Юрайте, дочери морского царя, полюбившей бедного рыбака, воспевает верность любящих сердец. Дух Ренессанса, воцаривший в Европе в 13-15 вв. поднял значение любви до небывалых высот. Молодые поэты Эпохи Возрождения в поисках идеала отношений мужчины и женщины обратили взоры к шахматной игре, законы которой были выстроены на любовном конфликте. Так считали они. В своих философских поэмах «Шахматы Любви» и «Повторение Любви и Искусство игры в Шахматы» они воплотили впечатляющие поэтические образы любовных сражений между Марсом и Венерой. В честь женщины шахматы назывались еще «Игрой Дамы». Название имело и второе понятие, подчеркивающее роль сильнейшей фигуры – Ферзя. По мере романтизации шахмат, в Европе ширилось проникновение шахмат в быт как утонченной игры, доступной лишь изысканному вкусу. Шахматное мастерство входило в число семи рыцарских добродетелей. Наряду с верховой ездой, плаванием, владением копьем, фехтованием, охотой и искусством слагать стихи и петь. Шахматисты были украшением духовной жизни, предвещавшими существование универсальной истины. Шахматные поля, отдельные шахматные фигуры и поныне красуются на гербах древнейших дворянских фамилий. Вера в идею добра, в идеальные, совершенные состояния бытия, создавала гармоническую основу математического порядка и совершенного мироздания, сосуществовавшего в единении с личным миром. Шахматы наилучшим образом моделировали реальность идеи, рожденной просвещеннейшими умами Эпохи Возрождения. Шахматы, полностью выполненные из янтаря, уже тогда украшали интерьеры великолепных дворцов Европы и Азии, имели хождение как драгоценные подарки. Будучи высокохудожественным произведением они еще и несли в себе сложную и неповторимую картину целесообразности всех фигур, ходов и перипетий борьбы. В их логике, закономерностях и парадоксах, в тайнах позиций и комбинациях заключена огромная притягательная сила эстетических переживаний. Однако, обратим внимание к настоящему. Перед нами работа современного автора. Многотрудная и кропотливая работа, от начала до завершения выполненная одним мастером, позволяет представить как в сотрудничестве и соперничестве с янтарем, т.е. в полном смысле шахматном поединке создавался особого рода объект декоративного искусства, наполненный обаянием рукотворности и авторской самобытности. В эпическом строе янтарных фигур художник видит изображение духовной активной силы, упорядочивающей хаос природы. Исходя из реалий, наглядно явленных янтарем как частью природы универсальной истиной шахматной игры, каждая фигура была задумана и выполнена в соответствии с рассчитанными идеальными пропорциями. Резные скульптуры устойчивы, развиты, правильны и статичны в пределах своих замкнутых контуров. По структуре они архитектурны, композиционно симметричны, производят впечатление созданных на века. Пластические, плавно текущие линии декоративной резьбы подчеркивают символизм утрированной человеческой формы. Очарование символа вечного воина, выполненного из янтаря, камня, игнорирующего все преходящее, суетно-случайное, образовывает ауру идеального покоя и величественности. Поверхность форм – правильная, чистая, осязаемая и чувственная, предполагает героические нежели житейские ситуации. Прикосновение к янтарным фигурам, мягкое скольжение по полированной поверхности вызывает ответный, творческий импульс зрителя и участника шахматной мистерии. Итак, господа, все готово! Земля, т.е. игровое поле, как и прежде основательно и незыблемо. Герои грядущих битв чинно выстроены в ряды. Все замерло в ожидании начинающегося поединка умов, волнение нарастает от соприкосновения с тайной древнейшей игры. Раскрыть тайну можно, если бы она постоянно не ускользала. Но лучшая игра та, которую предстоит еще сыграть!
Загружаю...
 
Все комментарииHTML и BB кодыСкачать в .zip (работает!)
забавки -бирюльки
Орхидея.
веды славянские
новости размещение рекламы / контакты благодарности связь с администрацией ответы на вопросы смс рассылка
Gallery.ru © 2006-2024. Размещено в Филанко