Уведомления
Анатолий Струнин. Фотоистории 
ДрузьяФотоВидеоИзбранноеПо месяцамСамые-самые
Матрица :: Фотолента

У каждого своё "Эхо"

Фраза, вынесенная в заголовок, принадлежит Алексею Венедиктову. Он любит её повторять, отстаивая право радиостанции на дискуссионность и широту мнений, которые на ней звучат. И это вовсе не тактическая уловка хитроумного главреда для прикрытия собственного тыла. Это его вполне внятная и обоснованная (в первую очередь интересами аудитории) позиция, которую он сформулировал и отстаивает уже многие годы, находясь во главе самой популярной в стране радиостанции. На которой, кстати, буквально на днях прошли очередные выборы главного редактора. Коллектив предсказуемо выдвинул и выбрал себе в лидеры вновь Алексея Венедиктова. Так что обошлось без сюрпризов!.. Но некоторая нервозность в воздухе всё же витала. И даже речь кандидата, как говорят, была гораздо экспрессивнее, чем прежде… Задаваться вопросом, отчего так, не будем – мы ведь не с Луны только что вернулись. События с «Дождем», нападки на одного из активных авторов «Эха» Виктора Шендеровича, зазвучавшие вновь призывы урезонить наконец «распоясавшиеся СМИ», да и внезапная, мало мотивированная смена генерального директора радиостанции тоже дают основания для таких тревог. Как и ожидаемое всеми «похолодание» после Олимпиады. А то, что «Эхо Москвы» давно является костью в горле у многих, ни для кого не секрет. И держится радиостанция, сохраняя свою позицию много лет, исключительно благодаря чуду. * * * Ну, а действительно, если произойдет что-то немыслимое и акционеры не мытьём так катанием сместят Алексея Венедиктова со своего поста, - много мы потеряем? Под «мы» я понимаю слушателей радио в самом широком диапазоне. Тех, кто «за», и тех, кто «против». Равнодушных по отношению к нему, вроде бы, уже и нет. Это ведь не «Маяк», который бубнил когда-то у каждого советского человека на кухне и многого от нас не требовал. Эфир «Эхо Москвы» невозможно воспринимать в качестве «белого шума» – обязательно чем-нибудь зацепит. И ты тут же с кем-то соглашаешься, либо мысленно возражаешь, невольно становясь участником диалога. А дальше еще чуть-чуть и ты уже фанат «Эха». Тогда, как вещает один из слоганов радиостанции, проходи!.. Вот уже много лет она располагается на Новом Арбате. Это очень удобное и даже козырное для Москвы место, если бы не катастрофическая теснота внутри. Радиостанция давно уже выросла и по объему вещания, и физически, но так и работает в режиме «одного стула на двоих». Я не знаю, в чем тут причина, наверняка она есть. Но одной из них вполне может быть условная «намоленность» этих площадей и стен, где столько слов было сказано, и столько дум передумано, что суеверно и жалко, наверное, их оставлять... Всех, приходящих на «Эхо» встречают узнаваемые символы радиостанции, главными из которых являются красная совковая дорожка на полу, портреты знаменитых гостей редакций и не менее уже легендарная корабельная рэнда над кабинетом главного редактора. Не очень длинный коридор, кабинетики по обеим его сторонам да пара основных студий – вот и вся радиостанция. Обзорная экскурсия, если вы окажетесь тут впервые, не займет и пяти минут. А снимать здесь фото историю – вообще беда. Никакой «движухи», с утра до вечера обычная офисная жизнь. А то, что выходит в эфир и доводит порой впечатлительных радиослушателей до трясучки, тихо-мирно готовится в головах сотрудников и гостей – приглашенных в этот день ньюсмейкеров. Гораздо «горячей» на радиостанции было, наверное, в самом начале, в то время, когда «Эхо Москвы» только создавалось. Первоначально ведь оно было всего лишь авторским радио. Хотя, надо признать, это сейчас звучит обыкновенно, а в те времена было ужас как революционно! Нескольким «отщепенцам» Гостелерадио СССР вдруг захотелось быть услышанными в личной интерпретации, а больше всего – делать радио, не похожее на другие. Поэтому и первая слава их накрыла почти мгновенно, на освещении острых моментов политической жизни угасающего СССР. Тогда, как оказалось, во время январских событий в Вильнюсе и августовского путча 91-го, было достаточно для этого одного – иметь смелость говорить то, что видишь и знаешь, то есть правду. Но к чести «отцов основателей», они своевременно уловили нужный тренд и на пике бешено растущей популярности вскоре избавились от маргинальности авторского радио и перешли к профессиональному вещанию на широкую аудиторию. И когда модель универсального радио «разговорного жанра» окончательно утвердилась в головах тогдашних руководителей станции – Сергея Корзуна, Сергея Бунтмана и Алексея Венедиктова, присоединившегося к ним чуть позже, она оставалась неизменной на протяжении уже двух десятков лет. Как и идеология радиостанции – последовательная поддержка того, что имеет здравый смысл и значение. Как-то незаметно и естественно это совпало по духу и стилю с либеральными ценностями, носители которых, признав радиостанцию своей, дружно потянулись на Новый Арбат сеять без устали разумное, доброе, вечное… А за это время, стоит напомнить, были разгромлены НТВ, «перепрофилированы» «Итоги», пали жертвой интриг известного в узких кругах мелкого бизнесмена «Новые Известия», а под конец и сами «Известия» стали филиалом Лайф-Ньюс Арама Ашотовича. Построились и взяли вод козырек остальные СМИ – как государственные, так и частно-олигархические. При таком тренде все труднее и труднее было «Эху» отстаивать свою редакционную политику, продолжать относиться к радиослушателю не как к зомбированному идиоту, а вполне здравомыслящему человеку. Что, конечно, уже не могло не восприниматься властью иначе, как скрытая враждебность или, упаси Бог, оппозиционность!.. И вот тут очень кстати оказался недюжинный талант недавнего учителя истории Алексея Венедиктова действовать системно и его умение работать с «трудными подростками». Последнее он наверняка довел до совершенства, уже работая парламентским корреспондентом «Эха». В это время и обзавелся многими нужными связями, которые обеспечивали доступ к ньюсмейкерам самого высокого ранга, приглашать их в студию «Эхо Москвы», что уже само по себе повышало «капитализацию» эфира радиостанции. Ну, и, конечно, давало некоторый иммунитет от наездов!.. Вообще гости редакции – это особая песня. И сколько их? Я попытался в уме прикинуть – и тут же чуть не до сотни дошел. И это только регулярных, приходящих сюда не один год. Фактически они являются “золотым фондом” редиостанции, её второй творческой половиной. И надо заметить, что ни у одного федерального СМИ (телеканалы исключим) нет такой обоймы авторов. Уровень их квалификации, личный авторитет, широта политических взглядов и интересов и придают “Эху” статус неординарности, а его передачам - блеск и глубину постановки и иследования сложных тем. Но ошибочно все-таки думать, что “Эхо” – это сплошная политика. В действительности, условно “политизированных” передач на радиостанции не так уж и много. И практически все они, кстати, тоже связаны с авторами “со стороны”, которые приходят на радиостанцию и говорят исключительно от своего имени. Однако “предъяву” всегда делают радиостанции, которая по закону о СМИ, конечно, несет свою ответственность за то, что прозвучит в эфире, но не в силах что-либо диктовать той же Латыниной, Шевченко, Альбац или Радзиховскому с Минкиным… И не счесть тех интервью, в которых Алексей Венедиктов открещивался от «либерального клейма», порой называя себя жутким сатрапом и конченым консерватором. Но кого этим обманешь!.. И давление на радиостанцию то усиливалось, то ослабевало… Так и жили почти все минувшие годы, так и продолжают пока жить… И неоднократно также Венедиктов говорил, что «Эхо Москвы» еще существует благодаря только одному человеку. Причем, человек этот, увы, не сам Венедиктов… Конечно, все это я рассказываю исключительно для тех, кто слушает другое радио. Приверженцы «Эхо» в курсе! И хочу подчеркнуть, что мы имеем дело не с каким-то фантомным фактом нашей жизни, когда вдруг откуда ни возьмись появляется столь чудесная радиостанция, феноменальная во всех отношениях. Нет, перед нами пример очень грамотного медиа-менеджмента, последовательно и очень технологично выстроенного профессионального радио федерального уровня. Все лучшее, что было в радиовещании СССР - от «Маяка» до радиостанции «Юность», от прямых трансляций до радиоспектаклей, воплощено сегодня на «Эхо Москвы». Конечно, на новой технологической платформе и с немереной долей креативности. Ведь сила и привлекательность “Эхо Москвы” как раз в том, что это удивительно разноплановое, многотемное радио. Есть передачи обо всём и про всё - от исторических до филологических, от технических до гуманитарно-просветительских… Есть про сад и огород, есть и про его величество автомобиль (пламенный привет Сан Санычу!)… Есть эфиры о том, как воспитывать детей и строить семейные отношения (Ольга Журавлева), как получить в подарок бейсболку, купив пентхауз (Роман Плюсов), и не заблудиться в гаджетах и интернете (Александр Плющев), как правильно выражаться по-русски (Марина Королева) и любить театр и искусство в широком смысле (Ксения Ларина), знать все о телевидении, даже не включая телевизор (Ирина Петровская) и быть человековедом (Ольга Бычкова) и завзятым книгочеем-историком (Сергей Мунтман)... А захотите о чем-то поспорить – вперед, к вашим услугам всегда Матвей Ганапольский!.. Когда-нибудь, безусловно, настанет пора и «Эхо Москвы» будет фигурировать в учебниках журфаков (а Алексей Венедиктов обязательно займет кресло Ясена Засурского!). И их авторы детально разберут на составные все секреты его успеха. Мне же видится тут одно простое, но важное свойство всех «эховцев», делать свою работу, выкладываясь на полную катушку, максимально творчески и профессионально. Сама обстановка в «Эхе» такая, что все друг у друга на виду (точнее, наверное, сказать – на слуху!), все вокруг умные и понимающие люди, отчего даже новичку стыдно что-то сделать абы как. И это, насколько я понимаю, такое творческое кредо для всех, кто ступает на 14-й этаж первой от Кремля высотки на Новом Арбате – от стажера, до редактора и приглашенного автора. Кстати, открою маленький секрет: на «Эхе» сейчас идет запись очередных Стругатских – «Гадких лебедей». И делают этот радиоспектакль не артисты с хорошо поставленными голосами, а сами журналисты радиостанции – Сергей Бунтман, Александр Плющев, Лев Гулько, Светлана Сорокина, Константин Похмелов и Матвей Ганапольский... Ну, а режиссера вы тоже знаете – Алексей Венедиктов. Жду не дождусь этот спектакль, поскольку помню книжку еще со студенческих лет и, думаю, что мы живем как раз в ту эпоху, когда она будет очень кстати в эфире. «Изнутри» радиостанция «Эхо Москвы» мне удивительным образом напомнила «Комсомольскую правду» конца восьмидесятых, её знаменитый шестой этаж. Такая же простота и открытость взаимоотношений, но при этом на каждом шагу чуть ли не классик отечественной журналистики. Да так в наше время и было, когда рядом с нами по коридорам ходили Руденко, Голованов и Песков... Примерно такую картину я наблюдаю сейчас и на «Эхе». К живым классикам жанра тут можно запросто причислить и Бунтмана с Корзуном, и Ганапольского, и Ларину с Петровской (простите, пожалуйста, кого не назвал!)... А мало ли из нас не поверяли себя по Марине Королевой, не завидовали природной ироничности Ольги Бычковой или умению быть «своим в доску» Александра Плющева?.. А про Ольгу Журнавлеву или Таню Фенгельгауэр вообще можно говорить исключительно словами из песни «Мне б такую!..». И вот что важно. Нашел, собрал, выстроил под общие задачи всех этих разных и противоречивых людей, конечно, Алексей Венедиктов. Не хочу умалять при этом заслуг других значимых людей радиостанции, но главная настройка сегодняшнего «Эхо» - это дело рук исключительно нынешнего главного редактора. Благодаря его бесконечной дипломатичности, которую еще можно назвать изворотливостью, мудрости и практического опыта «человековедения», Венедиктову удалось создать под своим началом феноменальный творческий коллектив. Сейчас, знаю, мне тут припомнят известный штамп про НТВ эпохи Евгения Киселева. Но против фактов не попрешь! За все минувшие годы «Эхо Москвы» развивалось исключительно с позитивным знаком, эволюционировав, наконец, в федеральное радио номер один. И этот уровень подтверждён десятками независимыми исследованиями, наградами и дипломами разных степеней, которые уже и вешать-то некуда – их просто складывают стопками на подоконниках… В чем главный секрет Венедиктова, почему к нему идут, или точнее - липнут «правильные» люди? Насколько я знаю, он бывает не сахар. Мягким и прекраснодушным его тоже не назовешь. Просчеты не прощает, за ошибки дрючит, невзирая на заслуги. Да и о зарплатах тут предпочитают не говорить, имея в виду их не очень высокий уровень по рынку… Я так этого и не понял. А рассуждать пафосно о профессиональном долге на «Эхе» не принято ни в курилке, ни на планерках. Видимо, дело все в том, что тут дают людям состоятся. Вот буквально в профессионально и человеческом смысле. И не важно, кто ты – выпускник, стажер или акула эфира, как Светлана Сорокина или тот же Сергей Доренко, коих мы узнали в новых качествах именно на «Эхе»… Что самое ценное для вас тут, пытал я Таню Фельгенгауэр – статус, связи, общение?.. Она не задумываясь и даже как-то удивленно, что я вообще об этом спрашиваю, ответила: «Эфир, конечно!..». В эпоху, когда мы все с утра до вечера сидим в соцсетях, ведём дневнички в ЖЖ и собачимся в Фейсбуке, чтобы всего-навсего удовлетворить свое желание быть хоть кем-то услышанными, сотрудники и гости «Эхо» - самые счастливые люди. У них есть прямой доступ к тысячам тех, кто готов их слушать и слушать, спорить или соглашаться. И не сказал бы, что их аудитория такая уж «прирученная» - почитайте-ка комментарии к эфирам!.. Она такая же разношерстная, как и сам коллектив «Эхо», в составе которого есть и либералы, и державники, и даже свои «пастыри духа». Но это преданная аудитория, которая ценит «Эхо» и уже за два десятилетия буквально срослась с ним в своих поисках смысла. Но что будет, если опасения «прогрессивной общественности» оправдаются и «Эхо» на это раз додавят?.. Не мытьем так катанием. Будут долго и нудно играть на нервах Венедиктова и коллектива. У акционеров ведь есть такая возможность – соглашаться или нет с результатами выборов главного редактора. И тут уже кто кого переиграет. Результат же, прямо скажем, мало предсказуем!.. А тут еще пошла за напасть за напастью – то мятежный киевский Майдан, то самостийный Крым, когда нужно не молчать, а гнуть свою линию. А она у «Эха» не всегда и не во всем созвучна с властной. Короче, не ходит беда одна. Ой не ходит!.. Конечно, люди на «Эхо» тоже не вчера родились. И в случае плохого сценария, найдут варианты сохранения своей журналистской активности и вещания – в интернете, например. Но их противники своего конечно добьются, так как аудитория радиостанции при этом неизбежно сократится и, может быть, маргинализируется. И тут уже ничего не поделаешь, таковы законы жанра. Хотя, какие к черту законы? Это нынешние нравы!.. Которые известны обеим сторонам и коллективу, и основным акционерам. Но мне почему-то кажется, что все это как-то чересчур. Что здравый смысл еще присутствует в нашей стране. Да и АВВ, уверен, не бездействовал все это время. Наверняка уже всё порешал и разрулил. Опять поговорил, повстречался с кем надо, что-то пообещал – не без этого!.. И мы проснемся завтра утром, включим радио – и вот оно у нас, то же самое - своё, к которому привыкли. И главное – верим. Анатолий Струнин
Загружаю...
 
Все комментарииHTML и BB кодыСкачать в .zip (работает!)
Греция - родина героев
Детский рисунок как зеркало политической жизни
Кения - Национальный парк Найроби
новости размещение рекламы / контакты благодарности связь с администрацией ответы на вопросы смс рассылка
Gallery.ru © 2006-2024. Размещено в Филанко