Уведомления
Анатолий Струнин. Фотоистории 
ДрузьяФотоВидеоИзбранноеПо месяцамСамые-самые
Матрица :: Фотолента

Как снимать у себя на даче?

Советы фотожурналиста Как-как?.. Да очень просто! Теща на грядках, а я – в бане или у мангала с шашлыком… Ну, и сама дача – спереди, сбоку, утром и вечером, до и после… А если вы девочка, то обязательно - селфи посреди клумбы с гладиолусами. Для идейных же наследников Ивана Владимировича Мичурина тоже кадр найдется, главное – дождаться осени и сфотографироваться с любым овощем в руках, который покажется вам больше, чем такой же у соседей… Однако не все так просто, как это кажется на первый взгляд. Я это понял, когда по просьбе обновленного журнала «Ваш сад» сел за эту заметку. Оказалось, что фотографирование на даче, если, конечно, вы хотите это делать хорошо и красиво, не такая уж тривиальная задача. И по своей сложности она не уступает любой другой серьезной съемке. Хотя бы потому, что требует использования в своем арсенале почти всех основных фотографических жанров. Обзор местности Но первое-наперво нужно определиться, что снимаем, какую историю. И слово «история» здесь не случайно. Мы опускаемся всякие там спонтанные кадры типа «я и шашлыкинг», сразу замахиваемся на развернутую и эпичную картину ваших дачных будней. А это уже, как минимум, предполагает сценарий, грамотную рекогносцировку на местности. Потому что история – это последовательное изложение неких событий. В данном случае – событий, происходящих на вашем дачном участке. И вам, конечно, виднее, как их выстроить. Поэтому я буду говорить не о драматургии истории, а о возможных планах и жанрах, способных ярко и образно показать один ваш, скажем, дачный день (месяц, год!). Первое – это, конечно ландшафтная фотография. Ну вы ведь обязательно захотите показать, как у вас все замечательно устроено на участке, какие сады Семирамиды вы воссоздали на шести соточках!.. Второе – интерьерная съемка, то есть то, что внутри дачи или… бани. Там тоже есть свои заморочки, и мы о них поговорим. Третье – предметная фотография. Могу поспорить, что хоть раз, но снимете свеженарезанные огурчики, пучок редиски, возможно, попробуете сложить из них натюрморт… И наконец, самое сложное – портрет, как индивидуальный, так и групповой. Думаете, это просто? Конечно, да, если вы в курсе, как это делать. Вместе попробуем это осмыслить!.. А потом уже перейдем к выстраиванию истории, поговорим о динамичности в фотографии, композиции снимка, а также о том, что такое фоторепортаж, ведь именно его по факту вы и будете снимать у себя на даче! Общие планы Начнем с общих «красивостей» - снимем ландшафтные кадры. Что тут нужно помнить и уметь? Первое - это почти обязательное использование широкоугольной техники (в любой мыльнице по умолчанию встроен широкоугольный объектив), чтобы, как вы поняли, можно было захватить побольше пространства. Но помните – на «широком угле» оптика часто дает перспективные искажения – либо сводит стены зданий в индейскую иглу, либо дает бочкообразную дисторсию. Поэтому всегда контролируйте картинку, либо при обработке исправляйте «завалы» или обрезайте «лишнее» при кадрировании. Второе – достаточная резкость всех объектов на переднем и заднем планах, если, конечно, речь не идет о лирическом пейзаже, когда уместен будет подразмытый фон, к примеру… Как этого добиться? Снимайте на «закрытой дырке», где-то начиная со значения диафрагмы 13 и выше. Если не хватит для этого света, то штатив будет более, чем уместен. И конечно, переведите аппарат в ручной режим, или – в приоритет диафрагмы (надеюсь, инструкцию вы уже почитали!)… Третье – вспомните, или погуглите «правило третей». И в соответствии с ним располагайте основной объект в кадре – дом, фонтан, клумба. Уверен, даже не будучи художником, не ошибётесь - картинка выйдет гармоничной и красноречивой. Взгляд изнутри Съемка в доме. А точнее – его внутреннего убранства. Гостиная , камин, красивая лестница в спальню. Тут тоже следует снимать «пошире», но еще более строго следить за возможными искажениями. Дело в том, что в пространстве, состоящем из плоскостей – стен, потолков и окон с дверьми, любые отклонения от нормального, неестественная кривизна прямых поверхностей – очень плохо выглядят. Их чаще всего допускают либо по небрежности, либо по незнанию. Особый случай - стремление выделиться оригинальным взглядом на мир. Но вы не такие, и понимаете, что если у вас нет четко сформулированной художественной идеи «развалить» пространство по краям, то снимать вы должны грамотно, чтобы окружающие вас предметы не выглядели так, будто вы смотрите на них глазами мухи… Еще одна проблема съемки внутри – это свет. Его вам будет катастрофически не хватать, если, конечно, ваша дача не в Майями. Тот же так вкусно горящий камин и сидящих вокруг него людей с бокалами хорошего коньяка – черта с два так просто снимешь!.. Поэтому готовьтесь к «извращениям». Первое – высокие значения ISO (если не хотите геморроиться со штативом и пугать домачадцев масштабными приготовлениями). Да, придется чувствительность повышать, а с шумом бороться уже при обработке!.. Второе, осмотритесь по сторонам – если есть торшеры, подтащите их поближе к сидящим людям, настольные лампы тоже разверните, чтобы освещали лица. Выдержку, конечно, минимизируйте, насколько вам хватит для съемки с рук (как правило, она равна фокусному значению объектива, если оно, скажем, 50, то и выдержку выставляйте 50, а не длиннее!). И третье – обязательно вводите минусовую экспокоррекцию, от единицы до 3! Без этого ни огонь в камине не снимете, ни окно в спальне – все будет пересвечено и выглядеть пустыми белыми пятнами. Кнопочка экспокоррекции есть почти на каждом аппарате, поищите – она пригодится вам еще сто раз, когда будете снимать невесту на фоне кучи с углем, или черную собаку на белом снегу… Она вам пригодится даже тогда, когда за окном вашей дачи будет светло и солнечно. В таких случаях тоже уходите в минус, очень рекомендую, чтобы не было выбитых светом проплешин! Но в остальном съемка в помещении в такие дни будет для вас праздником души. Не забывайте только про тюлевые зановесочки, которые, если прикрыть, очень грамотно смягчат вам солнечный свет, сделают его рассеянным и обеспечат снимки хорошо проработанными деталями и цветом. Но просьба учесть, что термины “ландшафтная” и “интерьерная”, которые я использую в этой заметке, - из профессиональной фотографии, и к съемке на даче относятся с некоторой натяжкой. Мы просто пытаемся использовать некоторые приемы из этих областей, чтобы и ваши любительские снимки выглядели более профессионально, чем прежде. А вот следующая глава, она о портрете – уже без компромиссов. Поэтому советую притормозить и прочитать её не спеша. Портрет как у Рембрандта Сначала об ошибках, которые, как правило, совершают любители, фотографируя людей. Ну, они очевидны, даже тогда, когда вы сами их назвать не можете. Просто чувствуете, что что-то не так. А это – общие планы “я и дерево”, куча отвлекающих деталей вокруг, плоская картинка, где все одинково резко как в пейзаже (но там глубина часто передается тональной перспективой), “прилепленность” фигуры к фону, банальная поза в анфас, эффект “красной рожи”, а то и – “красных глаз”, если использовалась вспышка… Но мы постараемся избежать подобного рода недоработок. А точнее сказать – небрежностей. Я их и перечислил как раз для этого, чтобы однажды назвать и забыть как страшный сон. Мы будем снимать портреты почти по науке. А для этого немного теории не помешает. И тут сразу нужно учесть, что портрет портрету рознь. Как минимум, есть портрет психологический, и есть жанровый. Поэтому лучше сразу определиться, какой из них вы снимаете. Если очень упрощенно говорить, то к психологическому портрету мы можем отнести ту съемку, в которой пытаемся передать внутренний мир человека, его характер, течение мысли, настроение. То есть – состояние! А жанровый портрет – это чуть ли не противоположность первого, потому как в нем мы пытаемся показать действие, что происходит в данный исторический момент с главным героем. Соответственно, и творческие решения их могут быть разными - от композиции кадра до динамики всей сцены. Если в первом случает – это в большей степени статика, то во втором – движение. Чтобы еще упростить понимание этого, добавлю, что так называемый психологический портрет – это почти всегда постановочный портрет, то есть вы продумываете сценарий будущей съемки, ищите подходящее по антуражу и освещенности место, задаете позу и долго и нудно командуете своим подопытным – повернись туда, сделай ручку так... В жанровом же портрете вы выступаете как фотожурналист, ловите тот самый сокровенный момент, о котором говорил классик стрит-фотографии Анри Картье-Брессон. И фотография эта, прежде всего, непостановочная, а как бы подсмотренная. Вот где очень уместны будут разные дачные игры и забавы, включая прополку грядок и бултыхание в пластмассовом бассейне, рядом с которыми притаились и вы с фотоаппаратом на готове!.. А теперь о практической стороне дела. Как снять? И одна из проблем будет – это освещенность объекта. На даче, как правило, основной свет – это свет с улицы. Разные там камины и романтические свечи – это декорация, а не сколько-нибудь значимое освещение. Поэтому советую действовать так, как действовали художники-портретисты эпохи на протяжении веков до изобретения электричества и импульсного студийного света. Тот же Рембрандт, к примеру. Он просто усаживал своего визави у окна в положение анфас или три четверти к себе и писал. Получались замечательные произведения с одним единственным доступным источником света, но глубокие и характерные. Кстати, на языке профессиональных студийных фотографов данная постановка так и называется – рембрандтовская схема света. Попробуйте ее использовать и вы сразу поймете, что поднялись на новый уровень своего мастерства, уже как портретный фотограф!.. Из мелочей технического свойства. Фокусируйтесь при съемке портрета строго по одной точке и цельтесь в буквальном смысле в глаз. Они ведь, как говорят, зеркало души, а значит, должны быть ясными и в резкости. В жанровом портрете не забывайте про задний план, он должен работать на главный, дополняя содержательно портрет. Без этого действие будет лишено привязки «к местности» и обстоятельствам, что сделает его скучным или надуманным. Живая фотография «мёртвой природы» Нехорошо звучит, правда? Но именно это означает французское слово «натюрморт» - мертвая природа (nature morte). Без него на даче не бывает, любая хорошо сделанная закусочка – уже натюрморт! Правда, если его хорошо снять… Поэтому прежде, чем перейти к составлению композиции в натюрморте, нам нужно освоить техническую сторону простой предметной съемки. О чем тут нужно помнить? О двух, как минимум, вещах. О хорошем рассеянном (!) свете и максимально возможной глубине резкости. Это достигается расположением вашего «предметного стола» у окна с занавесочками или под мощной матовой лампой. Свет обязательно должен быть мягким, не дающим глубоких теней или пересветов! Уместен будет и штатив, отражатели из обычной белой бумаги, а также длиннофокусная оптика – ну, хотя бы в районе 85 мм. А дальше – только тренинг и «опыт, сын ошибок трудных». Сделаете сто дублей, и свежая антоновка из вашего сада (не забудьте брызнуть на неё водички!) заиграет всеми своими сочными боками!.. И сразу после этого, не тормозя, делаете следующий шаг к мастерству – снимаете натюрморт. Как и многое в фотографии, этот жанр напрямую пришел к нам из живописи. Благодаря ему, мы теперь знаем, как и чем обжиралась европейская знать в эпоху Ренессанса. Походишь вот так по залам от картины к картине, и уже в Макдональдс не захочешь!.. Но зато будешь знать, как грамотно соорудить и снять живым, прошу прощения за оксюморон, ваш дачный натюрморт. Перво-наперво следует усвоить, что задача натюрморта показать наиболее детализировано каждый предмет композиции, показать его по-своему, чтобы было понятно, что репа – это репа, а не ананас с похожим хвостом. Второе, для любого натюрморта нужна идея, причем собственная. И это первое, что делает этот жанр съемки более сложным и ответственным, чем, скажем съемка пейзажа или ландшафта вашего участка. Тут не выедешь на красивостях натуры. Нужно что-то придумать, и составить предметы наиболее гармоничным образом. Мой совет – обязательно формулируйте вслух для себя тему сюжета, что именно будет на снимке. Не просто типа «лукошко с клубникой», а «Первая ягода», «Моей маме», «Дачный завтрак»… И тогда у вас обязательно возникнут по ходу мысли добавить в кадр что-то интересное и характерное, усилить его содержательную часть. Третье – это свет и композиция. Натюрморт – это очень непростая в этом смысле вещь. Очень легко превратить его в бессмысленное нагромождение разнородных предметов. Вы же должны помнить, что в любой фотографии есть передний план, на котором и располагаются главные «действующие лица», есть задний план, как фон или обрамление основного визуального центра. В соответствии с этим и располагайте предметы. Еще одна важная вещь – это цвет. Он в натюрморте играет наиважнейшую композиционную роль. В короткой общей заметке невозможно детально об этом поговорить. Поэтому сведу к простым вещам. Некоторые цвета дружат друг с другом, а некоторые наоборот – враждуют. Например, красный и оранжевый дружат, а красный и зеленый – нет. Также важно помнить о доминирующем цвете или цветовом тоне всего натюрморта. Он должен быть одним. Хотя, оговорюсь, возможна работа и на контрасте. Например, натюрморт из горячей, с пылу-жару отварной картошечки да с серебристой селедочкой – ну очень вкусная картинка может получиться. И если сильно не заморачиваться, то очень скоро вы поймете: натюрморт - это как раз тот жанр, в котором вы быстрее всего почувствуете себя художником. Потому как источником вдохновения будет для вас все, что вы видите вокруг. Что является вашей личной гордостью на садовом участке – пучок редиски с первым огурчиком на пару, грибочки из соседнего леса вместе с веточкой земляники, шампур шашлыка, наконец, с запотевшим графином красного вина... Дерзайте, в общем, не забывая закусывать после удачной съемки!.. А теперь – кино! Мы разобрали основные жанры фотографии, которые так или иначе могут быть использованы в вашей съемке на даче. И шли от общего к частному - от ландшафта к натюрморту. Теперь самое время поговорить о том, а что же с этим всем делать? Нужно собирать «историю». Или репортаж. Просто и в хаотичном порядке показывать фотографии уже не модно. Должны быть смысл и последовательность. И неважно, как вы будете презентовать свою съемку – в слайд-шоу, книжкой-альбомом... Главное – грамотно отобрать кадры и продумать их чередование. Как и в любом репортаже у вас должен быть сюжет. То есть главный смысл того, что вы на снимали. Лучше всего, чтобы это была какая-то тема – «Праздник урожая», «Томный вечер». Да все, что угодно, но внятно сформулированное. Это заставит вас задуматься над отснятым материалом и поможет выстроить его в соответствии с замыслом. Помните, что в любом повествовательном произведении, а фото-истории тоже к таковым относятся, важны начало, середина и конец. Иначе говоря – зачин, завязка и развязка. В соответствие с этим и выстраивайте сюжет. Но сначала определитесь с «заходной» фотографией. Она не просто должна быть самой красивой в истории, но и самой красноречивой, выражающей основную мысль или тему вашей съемки. Потом начинайте рассказывать. Вот прямо так, почти буквально. Если рассказываете о каком-то замечательном дне, то начинайте с его утра и заканчивайте его вечером. Это, конечно, утрированно, но суть нарративного метода где-то близко. Способом, или языком вашего рассказа станут фотографии. Каждый снимок – это уже не слово, а предложение, поэтому не допускайте дублей. Дали общий план участка – все, хватит! Не захламляйте свою историю повторами, вы ведь не заика… Помните о чередовании планов – если у вас идет крупный план, то следующий кадр лучше дать с общим или средним. То же самое относится к горизонтальным и вертикальным кадрам, не давайте их подряд, лучше чередуйте. И чаще сверяйтесь со сценарием. Фото-история в принципе должна быть понятна всем и без пояснений. А сколько должно быть в ней снимков? Вопрос один из самых непростых. Как правило, чем выше мастерство фотографа, тем меньше снимков он включает в свой материал. Попробуйте действовать так же, но без фанатизма, особенно на первых парах. В среднем человек рассматривает фотографию не более трех секунд. Вот и рассчитайте, сколько должно быть ваших фотографий в презентации, чтобы вас не сочли навязчивым занудой. И последний совет. Если у вас и правда в придачу к даче есть фотоаппарат, он не должен использоваться время от времени. Держите его под рукой. Снимайте в любое время дня и ночи, в ясную погоду и в дождь. Пусть объектами вашей съемки будут самые обычные вещи и окружающие вас люди. Постепенно ваш взгляд будет становиться все зорче, а фотографии - ярче и образней. Пройдет совсем немного времени и как-нибудь холодным зимним вечером вы поймете, что снимали не просто собственную дачу на шести соточках, а буквально летопись своей жизни. Начало серии "МОИ ЛИКБЕЗЫ" 1. А СМЫСЛ, БРАТ?.. Или размышления о том, как писать заметки в свой блог или ЖЖ - http://a-strunin.livejournal.com/59642.html 2. НЕ ДЕЛАЙТЕ НАМ БОЛЬНО – сделайте красиво!.. или «краткий курс» фото-блогера - http://a-strunin.livejournal.com/61874.html 3. МОИ РАСКРАСКИ или практикум для тех, кто хочет от своих фотографий большего - http://a-strunin.livejournal.com/64122.html 4. КАК СНИМАТЬ У СЕБЯ НА ДАЧЕ?.. " - http://a-strunin.livejournal.com/95666.html Анатолий Струнин, член Союза журналистов и Союза фотохудожников России Личная страничка автора в ЖЖ: http://a-strunin.livejournal.com/ Индивидуальные уроки по фотографии: http://gallery.ru/catalog/?panel=entry&entry_id=12199 Фото автора
Загружаю...
 
Все комментарииHTML и BB кодыСкачать в .zip (работает!)
ПИТЕРСКИЙ АЛЬБОМ В ДЕНЬ ВМФ
Загадки Шанхая
Ночи прекрасные порывы...
новости размещение рекламы / контакты благодарности связь с администрацией ответы на вопросы смс рассылка
Gallery.ru © 2006-2018. Размещено в Филанко