Загружаю...
АЛЛА,ЛЁНЕЧКА И ЕСТЕСТВЕННО Я...ОКАЗАЛИСЬ В НАЗАРЕТЕ СЛУЧАЙНО.....ЭТА ПРОГУЛКА ПО ГОРОДУ РОЖДЕНИЯ ХРИСТА СТОИЛА МОЕГО ПРИЕЗДА В ИЗРАИЛЬ....ОСТАВИВ ЛЁНЕЧКУ В МАШИНЕ..МЫ С АЛЛКОЙ УШЛИ.....И ЭТО БЫЛА ЕГО ОШИБКА...ОТОРВАТЬСЯ ОТ ТОГО ЧТО Я ВИДЕЛА ОПТИЧЕСКИ В НАЦЕРЕТЕ БЫЛО НЕ ВОЗМОЖНО!!!!Я НЕ МОГУ ПОНЯТЬ КАК АРАБЫ МОГУТ ВЕРИТЬ В ХРИСТА !!!!НУ И ЭТО МОЁ МНЕНИЕ...ТЕХ АРАБОВ КОТОРЫХ ВИДЕЛА Я ТАМ В НАЗАРЕТЕ...БЫЛИ ОЧЕНЬ ДАЖЕ ПРОСТЫЕ И ОБЫЧНЫЕ ЛЮДИ....МЫ БЫЛИ В НАЗАРЕТЕ ВСЕГО ТРИ ЧАСА....ЭТО АРАБСКИЙ КВАРТАЛ....ОПАСНО....НО МЫ БЫ НЕ ПРОСТИЛИ СЕБЕ С АЛЛКОЙ ЕСЛИ БЫ НЕ ТОРМОЗНУЛИ МАШИНКУ В ЭТОМ ГОРОДЕ...АЛЛКА Я ТЕБЯ ОБАЖАЮ!!!!!!ДУХОВНОЕ БОГАТСТВО НЕМЫСЛЕМО БЕЗ ЧУВСТВА СОБСТВЕННОГО ДОСТОИНСТВА Назарет. Храм Благовещения и церковь Святого Иосифа Адрес статьи: ссылка Статистика знает всё. Нужно думать, что известно и общее количество церквей и храмов Благовещения, возведенных на всех материках земного шара. Но только один из этих многих тысяч находится здесь, в Назарете, на месте, которое Божественная Воля избрала колыбелью для "Слова, которое стало плотию". Вот как изложил происшедшее Дм.Мережковский в своей книге "Иисус Неизвестный": "Выше всех домов селения расположился уютный домик плотника Иосифа, обручника юной Марии. Дважды в день, утром и вечером, бегала она вниз, к источнику, по узкой, крутой улочке-лесенке в сто пятьдесят ступенек. Только о ней и болтали назаретские девицы-завистницы: "…на что ей Иосиф-то, плотник, старый вдовец!" - "Как на что? Царского рода он, Давидова, а она Ааронова, Левитского. Сын родится - будет Мессия, Царь-священник, по Асмонееву пророчеству". Нет, не просто так это говорилось. С раннего детства Мария воспитывалась у родственницы своей Елизаветы, жены священника Авиевой череды Захарии. Слышала пророчества Симеона, пророчицы Анны и ждала: "Скоро! Скоро! Скоро!". Так и жила до пятнадцатого своего года, пока однажды не услышала у себя за спиною: "Мирьям! Мирьям!". Открыла глаза и увидела: Ангел стоит перед нею: лицо его как молния, ризы белы как снег…". "В шестый же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет. К Деве, обрученной мужу, именем Иосифу из дома Давидова; имя же Деве: Мария. Ангел вошед к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами. Она же увидевши его смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие. И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот зачнёшь во чреве, и родишь Сына, и наречёшь Ему имя Иисус. Он будет велик и наречётся Сыном Всевышнего; и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его. И будет царствовать над домом Иакова вовеки, и царству Его не будет конца. Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю? Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдёт на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречётся Сыном Божиим. Вот и Елизавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала в старости своей, и ей уже шестый месяц; ибо у Бога бессильным не останется никакое слово. Тогда Мария сказала: се раба Господня; да будет Мне по слову твоему! ("От Луки" 1:26/3. Так: "Здесь Слово стало плотию" - "Verbum Caro Hic Factum Est". Как событие, так и место обязаны были стать центральными в христианской традиции. И стали! Когда император Византии Константин I Великий провозгласил в 325 году христианство государственной религией империи, его мать, равноапостольная царица Елена, отправилась с паломничеством на Святую Землю с целью идентификации святых мест и строительства на них церквей. Так, Грот Святого Семейства вошёл в Историю. Судьба строений, возводившихся здесь, ничем не отличалась от участи других церквей Палестины: они строились и разрушались, вновь возникали из пепла и вновь исчезали под ним. Поэтому, зная хроники того времени, перенесёмся сразу в век XVIII, когда была построена скромная церковь, простоявшая вплоть до 1955 года, года принятия исторического для неё решения: сноса старой и возведения новой церкви на месте Благовещения и Инкарнации. Четырнадцать лет понадобилось известной израильской строительной компании "Солель Боне" для воплощения проекта в жизнь. В 1969 году Храм был освящён. Войдём в него. Церковь Благовещения К Храму нас подводит узкая арабская улочка, заполненная гомоном посетителей бесчисленных маленьких сувенирных магазинчиков и кафе. Ничто, ну вот совсем ничто, пока не говорит о предстоящей встрече со Святым Семейством. И так - до самого входа, когда перед нами возникает открытое пространство внутреннего двора, так разительно контрастирующее с только что пройденными улочками. Массивное, прочно стоящее на своих фундаментах здание Храма, его парадный фронтон - со всей определённостью указывают на то, кто в этом здании Хозяин. Но мы не будем пока здесь останавливаться, а в соответствии с правилами этикета пройдём на южную часть Храма, чтобы поздороваться с Хозяйкой дома, которая нас здесь встречает и которой тут всё посвящено. Дева Мария предстаёт перед нами во всей непорочности своего юного возраста, одетая в будничное, скромное платье, раскинувшая руки в типично иудейском приветствии-приглашении. Сейчас лишь Она знает то сокровенное, что Ей открыто, но с рождением Сына об этом узнает весь Мир, который взорвётся в благодарных словах антифона, вырезанного на полосах из красного песчаника фронтона: "Привет Тебе, Святая Царица, Мать милосердная, Мать нашей жизни. Дорогая наша и наша надежда, мы взываем к Тебе и посылаем Тебе наши стоны, страдаем и плачем в глубине слёз наших. О самая щедрая Заступница, взгляни на нас глазами жалости и на место изгнания нашего – покажи нам Плод чрева Твоего, Благословенного Иисуса. О милосердная! О любимая! О сладчайшая Дева Мария!". Внутренний притвор портала Марии украшен резьбой на мраморе, а центральные двери и боковые створки рельефами (мне кажется уместным не утомлять читателя по ходу "прогулки" именами мастеров, выполнявших эти и другие работы, а вынести их в приложение в конце этой статьи). Сюжеты рельефов центральных дверей изображают сцены из жизни Марии. Их стоит упомянуть, осмотрев снизу-вверх и слева-направо: 1. Радость родителей Марии, Иоахима и Анны, в связи с рождением дочери; 2. Введение Богородицы во Храм; 3. Обручение; 4. Благовещение; 5. Посещение Елизаветы; 6. Рождество в Вифлееме; 7. Чудо на свадьбе в Кане Галилейской; 8. Распятие; 9. Мать всех скорбящих; 10. Успение и Вознесение; 11. Мария - Царица неба и земли; 12. Своим покровом Богородица защищает всех верующих. Как мы видим, все названия известны и узнаваемы. А вот сюжеты, изображённые на боковых дверях, могут вызвать вопросы, если не призвать на память отрывки из "Песни Песней", авторство которой принято относить к царю Соломону: пальма, древний город, два оленёнка - разве это не образные ассоциации с воспетой Соломоном женской красотой? Ведь большим знатоком предмета был автор, судя по дошедшим до нас легендам о его гареме!.. Солнце и месяц, солдаты и башня – аллегория любви Всевышнего к Своей невесте, народу Израиля, а дополняющие идею символы "лиры" и "кораблика", вырезанные на мраморе на боковых стенах, указывают на царя Давида, перебрасывая "мостик" от него к Иисусу, как к потомку великой династии. Вдоль всего внутреннего двора, называемого клостером, тянется галерея, на стенах которой развешено более 50 портретов Богородицы. Это подарки католиков разных стран мира со всех континентов. Обращает на себя внимание особенность передачи внутренней сущности образа Девы Марии так, как его ощущают художники разных рас. Полюбовавшись портретами, вернёмся к центральному западному фасаду… Назовём, наконец, имя главного архитектора проекта. Это Джованни Муцио. Замечательный мастер подобрал в свою, как сейчас говорят "команду", лучших художников, скульпторов, резчиков и витражистов из разных стран мира. Своеобразие национальных школ, их стилевых особенностей, казалось должны были бы привнести в ансамбль безвкусицу. Однако, это не случилось, т.к. замысел именно в том и заключался, чтобы создать многовариантность передачи образа Марии. Показать, что весь мир во всём его разнообразии - у Её ног. И уровень мастерства художников сделал то, что казалось невозможным: создал "букет" из подлинных произведений искусства, составные части - "цветы" которого органично вписались в это произведение "икебаны". Бронзовая фигура Иисуса, прочно стоящая на фронтоне, венчает собой композицию, посвящённую таинству Инкарнации. Фигуры Архангела Гавриила и Девы Марии сопровождает надпись: "Ангел Господень благовествовал Марии". Два библейских пророчества, располагающиеся слева и справа, пророчествуют об Иисусе, как о Мессии: "И вражду положу между тобою и женою, и между семенем твоим и между семенем её; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту". (Бытие 3:15). "Итак Сам Господь даст вам знамение: се Дева во чреве приимет, и родит Сына и нарекут имя Ему: Еммануил". (Исайя 7:14). Каждый из четырёх евангелистов по своему возвещает возрождение Бога, как человека, в Иисусе Христе. Как известно, воплощение Бога подчиняется законам четырёх стихий: огня, воды, воздуха и земли. Их символические изображения высечены на красных полосах фронтона, а фигуры евангелистов их дополняют. Матфей - символизируя собою Воздух. Его знак зодиака - Водолей. Он именно тот, кто подчёркивает земное происхождение Христа. Марк - Огонь, его знак Лев. Он олицетворяет силу Бога. Лев, мирно лежащий рядом с овцой – символ человека, который полностью управляет своими силами. Лука - Землю, его знак Телец. Земля - его сила, а Телец - земной аспект мужской энергии. Иоанн - Воду, его знак Скорпион. Эзотерики вкладывают в евангелистов символические послания человеку: "Знай. Желай. Дерзай. Молчи". Внутренний притвор портала украшен, да-да именно украшен, другого термина не подобрать, центральной и двумя боковыми дверьми. На них и на мраморной резьбе дверных косяков изображены многочисленные сцены и библейские персонажи, впрямую или символически относящиеся к житию и личности Иисуса. Мы словно стоим перед компьютером и можем очередным кликом "мышки" оживить любой фрагмент и дать возможность заговорить Моисею, Давиду, Исайе или Петру. Не стоит вдаваться в детали, определим лишь темы "сериалов": от Адама до Иисуса, пророчества о Христе из Ветхого и Нового Заветов, земной путь Иисуса от Рождения до Искупления. Пора войти в Храм… Перед архитектором стояли две задачи: выделить в самостоятельную единицу главную святыню места - Грот Святого Семейства и соорудить базилику для проведения служб, способную принять тысячи паломников и туристов. Мастер увидел решение в двухуровневом строительстве Храма. Нижняя церковь представляет собой скупо освещённый зал, в центре которого расположен священный Грот. Здесь находился дом праведного Иосифа, где и совершилось таинство Боговоплощения. Преддверие пещеры - маленькая комнатка, называемая приделом Архангела Гавриила. В ней расположено два престола: на восточной стороне во имя праведных Иоахима и Анны, и на западной - во имя Архангела. Двумя ступенями ниже находится небольшое помещение (7 м. длиной и 4 м. шириной) неправильной четырёхугольной формы. Это и есть горница Пресвятой Девы Марии. К сожалению, вход вовнутрь в н.в. невозможен из-за плохого технического состояния помещений. Однако, можно осмотреть остатки более ранних церквей: византийской и периода крестоносцев. В различных местах сохранились фрагменты их фундаментов, стен, мозаичного пола. Перед входом в Грот находится алтарь. Под алтарём выгравирована надпись: "Здесь Слово стало плотию". На том месте, где стоял Архангел Гавриил, установлена мраморная колонна, а место Девы Марии обозначено мраморным кругом с крестом. Балдахин из меди, расположенный над Гротом, изображает сцену Инкарнации. Перед алтарём есть площадка со скамьями для проведения служб. Она обрамлена ажурной решёткой с различной христианской символикой. В целом, зал оформлен весьма аскетично, т.к. ясно, что роскошь здесь была бы неуместна. Ещё один алтарь, покрытый балдахином, опирающимся на гранитные столбы, установлен в центральной из трёх аспид восточной части базилики. Здесь можно во время служб послушать орган итальянского производства. Справа висит картина "Благовещение", сохранившаяся ещё от старой францисканской церкви. Основным источником света являются окна в южной стене зала. Они украшены витражами, буквально вбрызгивающими оптимистическую струю в настроение присутствующих. Современный абстрактный стиль предполагает многовариантность прочтения сюжетов, заложенных художницей в свои работы. Многочисленные намёки дают понять, что тематика продолжает выражать иными средствами то, что заложено в реализме сюжетов изображённых на входных дверях. Очевидно, что это цепочка персонажей и событий: от Адама и его первородного греха, до Искупления его во Иисусе. Поднимемся в Верхнюю церковь… Над входом на лестницу расположен деревянный барельеф, на котором изображены знаменитые паломники, способствовавшие прославлению святости этого места. Витая лестница вводит в Верхнюю церковь, где нас ожидает истинное потрясение от грандиозности базилики, её архитектурного решения и роскоши оформления. Осмотр зала начнём с центральной точки у западной стены, повернувшись лицом к открывшемуся перед нами простору. Под нашими ногами роскошная мраморная дорожка. Она начинается мемориальной плитой, посвящённой Папе Иоанну XXIII, а заканчивается другой плитой с посвящением Папе Павлу VI, т.е. тем Папам, которые проявили особое почитание Храма и Святого Грота. Вглядевшись в причудливые узоры дорожки, можно увидеть изображения неких существ, похожих на фантастических птиц, которые, возможно, символизируют собой райское блаженство душ праведников. Базилика разделена на две части: зал со скамьями для молящихся и пресвитерию для духовенства и проведения малых служб. Эти части отделены друг от друга деревянной перегородкой. В центре базилики - отверстие, соединяющее верхний и нижний залы Храма, заглянув в которое, можно увидеть Священный Грот. Мощные бетонные конструкции делят базилику на три нефа. Они выглядят удивительно легко, открывая лёгкие и душу, физические и духовные силы для немого проявления радости и восторга. А они возникают уже при первом взгляде на грандиозное мозаичное панно, расположенное на задней стороне пресвитерии. Главная его идея - объединение человечества в любви и равенстве под покровительством Вселенской Церкви. Над всем и вся - Бог Отец, присутствие которого символизируется Всевидящим оком. Святой Дух в виде парящего голубя и Сам Бог Сын, Иисус, стоящий на Сионе с распростёртыми руками и призывающий всех под Свои длани. "Придите ко Мне, все нуждающиеся и обременённые, и Я успокою вас; возьмите иго Моё на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдёте покой душам вашим; ибо иго Моё благо, и бремя Моё легко". ("От Матфея" 11:28/30). Рядом с Иисусом сидит Богородица, а по другую сторону стоит Пётр. Тот, которому было сказано: "И Я говорю тебе: ты - Пётр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют её. И дам тебе ключи Царства Небесного; и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах; и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах". ("От Матфея" 16:18/19). За Петром - остальные апостолы, Папы - миротворцы ХХ века, духовенство и нескончаемый поток мирян со всех стран всех континентов, объединённые лозунгом Никео - Цареградского символа веры: "Верую в единую, святую, соборную и апостольскую Церковь". Мозаики на боковых стенах связаны с эпизодами из жизни Иисуса как в Галилее, так и в Иерусалиме. Сюжеты узнаваемы и не требуют перечисления. К тому же, мы встретимся с большинством из них в последующих "прогулках" этой части. А теперь - небольшое отступление, без которого не обойтись… "Господи, дай мне узнать, как Ты любил и страдал! - молился Франциск. - Я сораспялся Христу, и уже не живу, но живёт во мне Христос". "Тотчас (после Альвернского видения) на руках и ногах его начали появляться как бы знаки от гвоздей, с круглыми и чёрными головками и как бы с немного загнутыми остриями внутри ладоней и ступней, также на правом боку появилась рана, как бы от копья, иногда источавшая кровь, и на лбу - язвинки, как бы от тернового венца". Он был единственным из людей, носившим на теле своём язвы Господни, Франциск Ассизский - основатель Ордена, который получил особый статус на Святой Земле: "Стражей Святой Земли" - "Custodia Terra Sancta". А так как Орден является владельцем этого Храма, то совершенно логично наличие здесь капеллы францисканцев. Она расположена в конце левого нефа. В капелле находятся четыре подлинных реликвария XVIII века (то, что в России называется "рака") с мощами францисканских святых. Каждое имя, из числа изображённых на стенах капеллы знаменитых паломников, известно и узнаваемо. Полагаю, что нет необходимости в их перечислении. В конце правого нефа находится капелла Испании. Вновь великие паломники, миротворцы, мученики, пострадавшие за веру и те, кто неординарно прославлял Богородицу во имя единства христианского мира. На северной и южной стенах вывешены 17 уникальных портретов Девы Марии, являющиеся подарками Австралии, Англии, Аргентины, Бразилии, Венесуэлы, Венгрии, Испании, Камеруна, Канады, Китая, Ливана, Мексики, Португалии, Польши, США, Франции и Японии (перечислено в алфавитном порядке). Тот, кто ещё не был в Храме, посчитает меня, после прилагательного "уникальные", восторженной "институткой". Но после посещения, он скажет, что я был даже скуп в своей оценке. Каждая работа, в сущности, не нуждается в определении национальной принадлежности, т.к. самобытность очевидна. Считайте, что Вы побывали, после картин клостера и этого зала, в картинной галерее Богородицы. Равные им? - видел в других странах, но столько и сразу в одном месте? - нет, никогда; и не слышал, что подобное существует! Ну а теперь встанем посреди базилики и поднимем взгляд вверх: огромный купол, видимый почти из любой точки Нижнего Назарета, имеет высоту 30 м. при диаметре 18 м.. Форма его напоминает лилию - символ чистоты, а сплетения конструкций - букву "М". Вместе? - правильно, непорочная Дева Мария. На барабане под куполом находятся витражи, представляющие апостолов и родителей Марии. А под куполом, в полу, архитектор разместил отверстие, соединяющее Верхнюю и Нижнюю церкви в единое целое. Помимо чисто функционального назначения, как дополнительного источника света, для меня эта связь несёт ещё и мистический характер, как связь современности с древностью. Кроме того, можно заглянуть любопытства ради вниз, чтобы увидеть алтарь Грота сверху. А когда будете гулять по Верхней церкви, рассмотрите керамические панно, размещённые на опорных конструкциях. Их 14, по количеству станций Скорбного (Крестного) пути Иисуса на Виа Долороза в Иерусалиме. "Прогулка" по Храму закончена, но как бы Вы ни устали - рассмотрите рельефы дверей северной стороны церкви, они этого заслуживают. Многое узнаётся, что-то дорасскажет гид, но, как правило, только самым выносливым. На мраморной террасе стоит стеклянное строение. Это - символический баптистерий, подарок Германии. Заглянув вовнутрь, можно разглядеть небольшую бронзовую скульптуру, изображающую Крещение Иисуса в Иордане Иоанном Крестителем (Предтечей). А под террасой находятся раскопки древнего поселения Назарета и археологические экспонаты. Некоторые из них извлечены и размещены снаружи, под открытым небом, на территории, примыкающей к монастырю и церкви Св.Иосифа. |