Загружаю...
Выставка "Прерафаэлиты: викторианский авангард", которую привезли в Москву ГМИИ им. А.С. Пушкина, Галерея Тейт, Британский совет и Благотворительный фонд "Искусство, наука и спорт", уже стала хитом в Лондоне и Вашингтоне. Более 80 работ бунтарей эпохи королевы Виктории, а это, кроме живописи и акварелей, еще и витражи, гобелены, образцы обоев и набивной ткани, созданной по рисункам и технологии Уильяма Морриса, и даже деревянный буфет, ярко расписанный на манер средневекового панно, - впервые за сто пятьдесят лет прибыли в Россию. Кроме английских и американских музеев, работы для выставки дали частные коллекционеры. Вдохновителями прерафаэлитам служат флорентийцы Фра Анджелико, Джованни Беллини, Ботичелли и другие творцы Кватроченто – самого чувственного и вдохновенного времени XV века. В те времена своими шедеврами они показывали, что искусство готово переступить через строгие средневековые шаблоны готики. Анджелико украшал религиозные сюжеты гаммой чистых цветов и золотым сиянием, а Джованни Беллини размывал грани между священным и светским, еще заметнее пускал в ход приемы античного искусства и оживлял их яркостью, образностью. Прерафаэлиты, так же как и их кумиры, выступали против академизма, условностей, канонов и образцов. Сторонники такого протеста — Данте Габриэль Россетти, Джон Эверетт Милле, Уильям Холман Хант и другие — объединились в «Братство прерафаэлитов» в 1848 году. Простота, ясность и искренность полотен, предшествующих творчеству мастеров вершины Ренессанса, были для прерафаэлитов способом увести английскую живопись от гибельных традиций. Они пишут картины с натуры, работают на пленэре, не ориентируются на правила. В списке "Бессмертных", которые составили для себя вместо Credo юные члены прерафаэлитского братства (PRB - эти три буквы на их ранних картинах были знаком для посвященных), Христос соседствует с Гомером, Данте с Чосером, Шекспир с Гёте и Ньютоном, Китс и Шелли с Колумбом, а ранние английские трубадуры с Хогартом… Список имен занимал страницы полторы. Они были, как сказали бы раньше, "архивные юноши". Данте Габриэль Россети, например, вместе с Уильямом Холманом Хантом и Джоном Эвереттом Миллесом основавший в 1848 году Братство Прерафаэлитов, изучал языки, поэзию, сам писал стихи. Именно Габриэль Россетти находит в Британском музее рукописи и рисунки визионера, поэта, художника Уильяма Блейка, фактически открыв его заново. Другой их товарищ Уильям Моррис, человек вроде бы практического склада, с чьим именем связано движение "Искусства и ремесел", переводил со старофранцузского средневековые рыцарские романы и исландские саги (последние - в сотрудничестве с Эйриком Мануссоном)… Моррис, кстати, и сам писал романы под "средневековье", из которых "вышли" и Толкиен, и Льюис, вообще - жанр фэнтази ХХ века… Еще одна заслуга прерафаэлитов — новый взгляд на женскую красоту. Он воплотился в британке Элизабет Сиддал — чувственной, рыжеволосой, бледной, тонкой. С нее Милле писал свою знаменитую «Офелию» — утопленницу, сохранившую прекрасный, неземной облик после смерти. Сиддал позировала художнику в ванне, воду в которой Милле подогревал лампами, чтобы натурщица не замерзла, потому что они работали над картиной зимой. Один раз эти лампы погасли, вода стала холодной, и Элизабет простудила легкие. Здоровье было подорвано и ухудшалось, к чему примешивалась еще и депрессия. В конечном счете муза прерафаэлитов скончалась от передозировки опиума. |