Уведомления
Анастасия Александровна 
ДрузьяФотоВидеоИзбранноеПо месяцамСамые-самые
Матрица :: Фотолента

Искусство русской вышивки XVI- начала XX века из собрания му

Художественная вышивка при помощи изображений, орнаментов отражает «образ мира», транслидируя информацию определенной эпохи. Вышивка любого исторического периода предназначалась для узкой группы людей и расшифровка её смыслов, многие из которых непонятны современному человеку, превращается в «чтение для просвещенных». Первые вышивки шелками и золотом появились в Вавилоне. На Востоке вышитые золотом пышные одежды и культовые ткани были принадлежностью императорского двора и придворной знати. Постепенно вышивка приобрела социальный оттенок, становясь предметом роскоши, символом власти и богатства. На Руси с древнейших времен вышивками покрывались предметы одежды, быта и интерьера. С Х века вышивка обслуживала, главным образом, церковь, занимавшей главенствующие позиции в социально-политической жизни России. Храмы украшались вышитыми иконами, подвесными пеленами, покровами и хоругвями. Они выполнялись по обещанию, в благодарность, как результат усердных молений. По случаю важные государственных и семейных событий, за здравие и на поминовение души. Обетные вклады составляли обязательную часть благочестивой жизни царствующего дома и придворной знати. Узоры вышивок перекликались с орнаментами на предметах из серебра, на изделиях из финифти, книжных заставок, а также с орнаментами, созданными под влиянием привозных драгоценных тканей. Выполненные в русле орнаментики восточного и западноевропейского прикладного искусства XV-XVII вв., русские узоры между тем отличались несомненным национальным своеобразием. Русская вышивка XV-XVII вв. имела элитарный характер в силу необычайной дороговизны привозных материалов: драгоценных тканей и нитей. Русская средневековая вышивка выполнялась в мастерских – «светлицах»: во дворцах великих князей, царей, в боярских хоромах, в домах богатых служилых и торговых людей, а также в богатых женских монастырях. В начале XVIII века реформы императора Петра I изменили на европейский манер русской придворный быт: костюм и обиход. Только «начальная вышивка» сохранила верность технике и орнаментике вышивки допетровского времени. Контраст между «народным шитьем» и вышивками, бытовавшими в дворянской среде, был разителен. Русское прикладное искусство XVIII- XIX вв., в том числе орнаментика, развивалось в контексте общеевропейских художественных стилей этого времени: рококо, классицизма, ампира, историзма, модерна. Под воздействием европейского прикладного искусства в России появляются новые техники вышивки: теневой гладью, бисером, стеклярусом, крестом. В XVIII веке в городах уже существовали специализированные мастерские и самостоятельно работавшие вышивальщицы. К концу XVIII века в «Московских ведомостях» можно было встретить объявления мастериц, вышивающих на заказ «тенью в гладь», кафтаны золотом и берущих в обучение девочек. Мастерские женских монастырей, роль которых заметно усиливается в XVIII в., специализировались на вышивке не только церковных, но и светских предметов. Монахини Арзамаса расшивали золотой вышивкой придворные женские платья. К концу XVIII в. Большое значение приобретают мастерские крепостных вышивальщиц- девичьи, работающие не только на семейство помещика, но и вышивающие изделия на продажу. Вышивкой занимались воспитанницы учебных и сиротских заведений. Во всех институтах, пансионах девочки получили навыки шитья, а воспитанницам Екатерининского института за работу назначали жалование. На рубеже XVIII-XIX веков женщины всех слоев общества занимались вышивкой. Городские жители в отличие от деревенских чаще пользовались изделиями вышивальщиц- профессионалов. С конца XVIII столетия в городах процветали мелкие и крупные мастерские, выполнявшие вышивки различной сложности. Над заказными вышивками работали в многочисленных ателье по пошиву женской одежды. В Санкт-Петербурге и Москве крупные заказы двора и знати выполнялись исключительно в известных мастерских. В XIX веке русская вышивка приобретает интернациональный характер, чему способствовала эпоха историзма с интересом к искусству прошлого: средневековью, барокко, рококо. В XIX в. Усиливается роль домашнего ремесла и локальных промыслов. Кустарные центры Торжка Тверской губернии, Палеха и Городца Владимирской губернии специализировались на золотой вышивке городского типа, а владимирские мастерские Холуя и Мстеры- на вышивке белой гладью европейского образца. Исключительно в искусстве вышивки смогла раскрыться творческая природа русской женщины во всей ее полноте. Коллекция русской вышивки музея-заповедника «Коломенское- Измайлово- Люблино» представлена произведениями ризниц храмов села Коломенского, храмов и монастырей Москвы и Подмосковья, поступившие в первое десятилетие со дня основания музея в 1923 г. Это облачения духовенства и предметы церковного убранства: литургические покровы, надгробные покровы, подвесные под иконы пелены и хоругви. В последующие где разнообразные народные и светские вышитые предметы закупались музеем и поступали в качество даров. Это народная одежа разных губерний, головные уборы; светский и городской костюм и аксессуары к нему, дамское белье. Также в коллекцию входят разнообразные вышитые предметы быта и интерьера: картины, полотенца, скатерти, постельное белье, вставки в коробки и мебель, чехлы, завесы, ковры. Знакомство с искусством русской вышивки проходит на выставке в рамках четырех разделов: изобразительная и орнаментальная вышивка; вышивка жемчугом, бисером, стеклярусом; счетная вышивка и белая вышивка.
Загружаю...
 
Все комментарииHTML и BB кодыСкачать в .zip (работает!)
Формула РУкоделия
ГИМ РУсский Север выставка 2019
выставка Jim Wurth, Matina Rosenberg Chartelaine
новости размещение рекламы / контакты благодарности связь с администрацией ответы на вопросы смс рассылка
Gallery.ru © 2006-2024. Размещено в Филанко